Закон о торговле по-новому: 9 поправок, вступивших в силу

Главная  »  Новости  »  Закон о торговле по-новому: 9 поправок, вступивших в силу
17.08.2016
Новая редакция федерального закона о торговле вступила в силу 15 июля. Изменения коснулись понятия «торговая сеть», правил продвижения товаров и услуг, предоставления информации о контрагенте и порядка вознаграждения за приобретение и продвижение товаров и услуг. Федеральная Антимонопольная Служба РФ прокомментировала обновленные пункты закона.

1. Изменение в договорах

Авторы закона подчеркивают: несмотря на вступление в силу с 15 июля, договоры и соглашения, заключенные ранее в соответствии со старой редакцией закона, пока остаются действительными. Их необходимо привести в соответствие до 1 января 2017 и только потом условия, противоречащие новому законодательству, утратят силу.

Поясняется, что «если после заключения принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров».

2. Кого касается

Согласно новым нормам, требования ФАС распространяются на всех лиц, находящихся в одной группе с хозяйствующим субъектом.

3. О понятии «торговая сеть»
В новой редакции закона, торговая сеть – это совокупность двух и более объектов, принадлежащих на законном основании одному или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с законом о защите конкуренции или совокупность двух и более объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением.

Ранее торговой сетью обозначались только объекты, находящиеся под общим управлением, или объединенные единым коммерческим обозначением и иным средством индивидуализации.

4. Продвижение товаров в сетях
В перечень включили услуги, оказываемые поставщикам продтоваров в торговые сети в целях продвижения товаров, в том числе и рекламирования, осуществления специальной выкладки, исследования спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию, о таких товарах, а также иная деятельность, направленная на их продвижение. Антимонопольная служба обращает внимание, что перечень открытый, к ним могут быть отнесены и другие услуги в этой сфере.

5. Открытость информации о контрагенте

По новому закону поставщик получит право доступа к информации об условиях отбора контрагентов, а сети обязаны ее предоставить на своем официальном сайте. Поставщики также обязаны публиковать на своих официальных ресурсах информацию о качестве и безопасности поставляемых продуктов питания. Ранее эта информация могла быть не опубликована и предоставляться по запросу в течение 14 дней.

6. Вознаграждение за приобретение и продвижение

По новым правилам торговли, поставщик может платить сети за приобретение товара и его продвижение не более 5% от цены приобретенных товаров. При расчете суммы вознаграждения не учитывается размер НДС, и сумма акциза.

Вознаграждение за приобретение товаров может быть включено в договор поставки и отчисляться в процентах от цены товара, а плата за оказание услуг по продвижению не может включаться в договор поставки и должна оформляться отдельно через договор возмездного оказания услуг.

Стоимость услуг продвижения товаров в сети не может также быть зафиксирована в процентах – только точная сумма. ФАС поясняет: что если услуги сети для поставщиков идентичны, то есть, имеют одинаковое содержание и объем, стоимость их не может различаться, а если сумма выражена в процентах, она получится разной для всех поставщиков, что противоречит закону.

7. Недопустимость взимания платы

Согласно новой редакции закона, недопустимо взимание платы за право поставки продуктов в функционирующие и открываемые магазины, изменение ассортимента продукции поставщика, возмещение расходов в связи с утратой или повреждением после перехода права собственности от поставщика к сети, если в том нет вины поставщика. Также запрещено требовать возмещения расходов, не связанных с исполнением договора. В случае обнаружения ФАС нарушений этого пункта, будет возбуждено дело об административном правонарушении без проведения расследования.

8. Борьба с дискриминацией поставщиков в сетях

Новый закон запрещает создавать дискриминационные условия т препятствия для доступа на рынок, нарушать установленный порядок ценообразования. Также запрещено заключать договоры с третьими лицами и передавать им товар на комиссию без передачи права собственности, заключать договор поручения, агентский договор или смешанный. Исключения допустимы только при условии, если это делается внутри одной группы компаний. Тогда в ФАС необходимо будет представить доказательства допустимости такого решения.

Недопустимо также навязывать поставщику:

- условия о запрете на заключения договоров поставки в другие сети на аналогичных условиях;

- условия об ответственности за неисполнение поставки на более выгодных условиях, чем для другой сети;

- условия о предоставлении поставщиком сведений сети о других договорах с сетями и их условиях;

-условия о снижении поставщиком цены до уровня, который при установлении надбавки не превысит минимальную цену в другой сети;

-условия о возврате нереализованной продукции, если такое не допускается законодательством;

- иные условия, не относящиеся к предмету договора.

9. Ответственность за нарушения

Нарушения антимонопольных правил, требований открытости информации и требований к условиям заключения договоров будут основанием для привлечения к ответственности по статьям 14.40 - 14.42 КоАПП РФ. Ответственность коснется не только тех, кто включил запрещенные условия в договор, но и тех, кто их исполняет.

Сроки давности по статьям 14.41-14.42 - год со дня обнаружения, а при длящемся нарушении - также год с момента обнаружения.

Поводом для расследования нарушений является обнаружение их должностными лицами, сведения о нарушениях, поступившие от правоохранительных органов, органов местного самоуправления, госорганов и общественных объединений, а также сообщения и заявления в ФАС от физических и юридических лиц и сообщения в СМИ. В случае, если данных, указывающих на нарушение достаточно, дело возбуждается немедленно без дополнительного расследования.

Источник: dglo.ru

Автономная некоммерческая организация по содействию в
осуществлении деятельности по противодействию в сфере
незаконного оборота алкогольной продукции
Нижний Новгород, ул. Грузинская, д. 37А, пом. П3